Храм Сергия Радонежского в Гольянове
Страница Патриаршего подворья
Русская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Восточное викариатство,
Воскресенское благочиние

© 2023. Все права защищены
Копирование материалов запрещено
Таинства и Обряды Православной Церкви
Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.
Таинства и Обряды Православной Церкви
Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения
Суть:
Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания:
Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История:
В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Крещения вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство крещения
Суть:
Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания:
Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История:
В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Крещения вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Миропомазания
Суть:
Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:
Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История:
Совершать это таинство сразу после Крещения постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Миропомазания вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Миропомазания
Суть:
Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания:
Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История:
Совершать это таинство сразу после Крещения постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Миропомазания вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Евхаристии
Суть:
Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания:
Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История:
После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Евхаристии вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Евхаристии
Суть:
Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания:
Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История:
После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Евхаристии вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Исповеди
Суть:
Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания:
Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19, 1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История:
Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Исповеди вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Исповеди
Суть:
Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания:
Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19, 1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься (Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История:
Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Исповеди вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Соборование
Суть:
При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания:
Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать:
Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Соборования вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Соборование
Суть:
При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания:
Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать:
Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни.

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Соборования вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Обряды
Обряды совершаемые в Церкви:
  • Освящение машины
  • Освящение квартиры
  • Освящение нательного креста и икон

В отдельные дни в православной церкви существует традиция освящать продукты (яблоки, мед, орехи, куличи, яйца, пасхи)

Для уточнения деталей вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Обряды
Обряды совершаемые в Церкви:
  • Освящение машины
  • Освящение квартиры
  • Освящение нательного креста и икон

В отдельные дни в православной церкви существует традиция освящать продукты (яблоки, мед, орехи, куличи, яйца, пасхи)

Для уточнения деталей вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Брака
Суть:
Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания:
Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История:
Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Венчание совершается в понедельник, среду, пятницу, воскресенье.
Не венчаются:
– во время Рождественского, Великого, Петрова и Успенского постов;
– с 7 по 20 января (святки);
– во вторник, четверг и субботу всего года;
– 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи);
– 27 сентября (Воздвижение Креста Господня).
Венчаться могут крещенные православные.

Перед венчанием обязательно пройти беседу со священником, желательно исповедоваться и причаститься.
В день венчания необходимо иметь при себе свидетельство о браке
Следует также приобрести (можно в церковном магазине нашего храма):
1. Венчальные свечи.
2. Иконы Спасителя и Богоматери.
3. Кольца
4. Венчальный рушник

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Брака вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым
Таинство Брака
Суть:
Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания:
Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История:
Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Венчание совершается в понедельник, среду, пятницу, воскресенье.
Не венчаются:
– во время Рождественского, Великого, Петрова и Успенского постов;
– с 7 по 20 января (святки);
– во вторник, четверг и субботу всего года;
– 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи);
– 27 сентября (Воздвижение Креста Господня).
Венчаться могут крещенные православные.

Перед венчанием обязательно пройти беседу со священником, желательно исповедоваться и причаститься.
В день венчания необходимо иметь при себе свидетельство о браке
Следует также приобрести (можно в церковном магазине нашего храма):
1. Венчальные свечи.
2. Иконы Спасителя и Богоматери.
3. Кольца
4. Венчальный рушник

Для уточнения вопросов подготовки к таинству Брака вы можете связаться с настоятелем храма - отцом Петром Ивановым